Главный штаб

Главный Штаб (1820-1830, архитектор К. И. Росси), один из символов Российской империи и одна из вершин русского ампира, стал частью Государственного Эрмитажа, Музеем искусства XIX-XX веков.

Главный штаб ― это четыре этажа. Внизу находятся служебные помещения, кабинеты администрации и сотрудников, гардероб, лекторий и сувенирные лавки. На втором ― экспозиция, посвящённая Министерству финансов Российской империи, и несколько «африканских» залов. 

На третьем и четвёртом этажах можно увидеть живопись XIX века и знаменитую коллекцию Фаберже, посетить Музей Гвардии, парадные министерские помещения, выставку работ импрессионистов и постимпрессионистов, персональные экспозиции Ван Гога, Пикассо, Моне, Кандинского.

Самые интересные залы Главного штаба

Зал русских художников

Русская живопись Эрмитажа включает произведения, написанные в XVIII — начале XX вв. Выставка из 3000 полотен разных жанров и стилей ― это работы Никитина, Пастернака, Репина, Брюллова и многих других живописцев XVIII-XX веков, в том числе иностранных, которые создавали свои шедевры в России.

Примечательно, что половину коллекции составляют картины Кипренского, Боровиковского, Аргунова, Рокотова, Левицкого и других мастеров портретного жанра. Здесь можно увидеть портреты российских деятелей, живописные изображения императоров и великих князей, выходцев из потомственных дворянских и купеческих фамилий. 

В коллекции русской живописи Эрмитажа хранятся не только картины признанных мастеров (Репина, Вишнякова, Тропинина, Крамского, Никитина, Брюллова и других), но также полотна малоизвестных русских художников и иностранных живописцев, работавших в России — Крюгера, Скьявони, Губера, Доу, Плюшара. Экспозиция Зала русской живописи представляет также натюрморты, пейзажи, картины на историческую и бытовую тематику.

Выставка импрессионистов

Экспозиция находится на четвёртом этаже музея, в Галерее Сергея Щукина и братьев Морозовых. Здесь размещены полотна Дега, Фантена-Латура, Писсарро, Сезанна, Гогена, Матисса, Пикассо и Ван Гога. Два зала отведены под произведения Ренуара. 

Часть выставки составляет барбизонская живопись ― реалистичные пейзажи без личных домыслов и прикрас. В своих работах мастера старались передать красоту русской природы и рассказать о тяжёлом ежедневном труде простых крестьян. Кроме художественных полотен, в зале есть скульптуры Родена.

Большая коллекция картин импрессионистов ― заслуга И. Морозова и С. Щукина. Щукин много путешествовал по Франции, где покупал полотна для особняка. По его завещанию 225 картин были переданы Эрмитажу. От Морозова Эрмитаж получил 30 работ Боннара и картины Мориса Дени.

Скульптурный дворик

Представлены работы скульпторов ХХ века, в том числе Джакомо Манцу и Квинто Мартини

Залы, посвящённые Карлу Фаберже

Галерея открыта с 2015 года в честь основателя известной ювелирной компании. Два просторных помещения отведены под 110 экспонатов. Самые значимые из них ― копии предметов, принадлежащих императорской семье, огромные серебряные часы и знаменитые часы Ротшильда, стилизованные под яйцо. Экспозиция содержит блюдца из хрусталя, оригинальные вазы, чайные и кофейные сервизы, ажурные цветы из металла.

В фонде музея хранятся эскизы ювелирных украшений, уникальные латунные и медные предметы, изготовленные специально для нужд русской армии ― тазы, шприцы, гильзы, самовары и чайники.

Проект реконструкции

Генеральный проектировщик: Архитектурная мастерская «Студия 44»
Заказчик: Фонд инвестиционных строительных проектов С.-Петербурга (ФИСП)
Архитекторы: Явейн Олег Игоревич, Явейн Никита Игоревич, Лемехов Владимир Иванович, Соколов Павел Сергеевич, Еловков Евгений Дмитриевич

Проект получил Золотой диплом международного архитектурного фестиваля «Зодчество–2002» в номинации «проекты».

Сложность этого проекта заключалась не только в строгом регламенте обращения с объектом культурного наследия, но и в самой задаче приспособления министерского (по сути, офисно-жилого) здания начала XIX века в музейный комплекс XXI века.

Идеология реконструкции выращена из архетипов исторического Эрмитажа – его анфиладных построений, барочных перспектив, висячих садов и больших выставочных залов, освещенных верхним светом. Возрождение этих принципов на новом витке развития Эрмитажа призвано обеспечить культурную преемственность и родство образов старого и нового музея.

Основная часть постоянной экспозиции нового музея разместилась в анфиладах, опоясывающих комплекс по периметру. Масштабные временные выставки проводятся в «дворовом» пространстве здания-квартала. Для этого пять его внутренних дворов перекрываются стеклянными кровлями и преобразуются в Новую Большую Анфиладу. Она представляет собой чередование больших выставочных залов, встраиваемых в поперечные корпуса на уровне второго этажа, и висячих садов на платформах.

Висячие сады – более имя и символ, чем реальное озеленение; это сады скульптур из собраний Эрмитажа, это место релаксации в окружении предметов искусства. И если висячие сады – своего рода роскошь, то большие выставочные залы насущно необходимы современному музею. Путем частичной разборки поперечных корпусов устраивается три таких зала высотой 12 м. Их дизайн предусматривает высокую степень трансформации экспозиционного пространства: различные варианты открытия и закрытия створчатых дверей и стен позволяют быстро и гибко менять экспозицию, изолировать каждый из модулей или вновь объединять их в анфиладу.

Эта анфилада не прямая, а сужающаяся, сходящаяся в перспективе, что многократно усиливает ее втягивающий, воронкообразный эффект. Причем, он не привнесен извне, а изначально заложен в планировке здания, клином сходящегося к Дворцовой площади. Направлениям перспективного схождения линий подчиняются планы садов и новых залов, по этим линиям от зала к залу уменьшается ширина больших дверей

Новая Большая Анфилада – стержень образной и функциональной структуры музея: в ней сконцентрировались все эрмитажные архетипы, она занимает главенствующее положение в иерархии пространств музейного комплекса. С Новой Большой Анфилады и будет, как правило, начинаться посещение музея. Попасть сюда можно по парадным лестницам из двух входных вестибюлей, расположенных в первом и пятом дворах. Кроме того, каждая входная зона оборудована лестницами и лифтами для подъема посетителей в экспозиционные залы всех четырех этажей.

Первый этаж здания, расположенный ниже Большой Анфилады, решен как своего рода крытое продолжение Дворцовой площади, городской форум с сопутствующей музею коммерцией, информационным центром, гардеробами и билетными кассами. Зоны постоянной экспозиции располагаются на 2-ом, 3-ем, 4-ом и 5-ом этажах. Внешние анфилады (залы, выходящие на Дворцовую площадь, Певческий мост и Мойку) отданы под выставки; внутренние анфилады (комнаты, ориентированные во дворы) большей частью включают помещения сотрудников, временные хранилища экспонатов, информационные центры и др.

Основная специализация второго этажа – декоративно-прикладное искусство XIX века (фарфор, стекло, фаянс, серебро, бронза, часы и механизмы, оружие, костюм и т.д.). В парадных ампирных интерьерах третьего этажа будет представлена коллекция живописи и скульптуры 1800-1860 годов – от неоклассики и романтизма до салонного искусства. В залах третьего этажа, расположенных у Арки Главного штаба, выделены помещения для музея Фаберже. На четвертом этаже, в помещениях, получающих естественный свет через фонари в кровле, разместится коллекция живописи и скульптуры с 1860 года до конца ХХ века, ядро которой составят полотна импрессионистов и постимпрессионистов из знаменитого собрания И. А. Морозова и С. И. Щукина.

Для показа произведений актуального искусства предусмотрен блок помещений в южной части здания с отдельным входом с набережной р. Мойки. Этот блок – часть нового музея современного искусства в составе Государственного Эрмитажа («Современный Эрмитаж»). Здесь созданы возможности для организации мультимедийных выставок (видео- и саунд-арт), различных художественных акций, инсталляций, перформансов.

И, наконец, было предложено музеефицировать чердаки Главного штаба, сделав их частью общей экспозиции. Эти никому не ведомые пространства ампирного дома поражают воображение. Верхушки сводчатых потолков последнего этажа образуют причудливый холмистый рельеф; над ним возвышаются кирпичные аркады и целый лес деревянных стропил – вместе они подпирают кровлю здания. Отреставрированные кирпичные арки, стропила и 19-метровая деревянная ферма работы Карло Росси явятся наилучшим антуражем для рассказа об истории строительства и реконструкции Главного Штаба.

Лекция архитекторов проекта Олега Явейна и Никиты Явейна

Новый комплекс вбирает в себя черты массового и элитарного музея, где каждый сможет выбрать себе маршрут по вкусу, последовательно обходя различные периоды и течения либо двигаясь прямо к интересующему объекту.

В этом здании собственно выставочные пространства дополняет развитая инфраструктура образования, развлечения и музейного сервиса: здесь галереи, лектории, информационные центры сочетаются с кафе, ресторанами и тематическими магазинами.

Главный штаб призван стать местом культурного досуга для представителей всех поколений в выходные дни и по будням, оазисом просвещения и общения с искусством в самом сердце современного мегаполиса.

Создание современного музея в Главном Штабе априори предполагает наличие современной инфраструктуры музейного сервиса. Обеспечение комфортных условий визита означает такую организацию осмотра музея, при которой посетитель может не только познакомиться с экспозициями, но и отдохнуть, получить разнообразную информацию о музее и его коллекциях, прослушать лекцию в образовательном центре. Формирование системы рекреационно-информационных зон с заведениями общественного питания имеет целью привлечь в музей больше посетителей, увеличить время их пребывания в музее, создать больше удобств для туристов.

В эту систему входят:
-информационно-образовательный центр (лекторий) в 1-ом дворе с доступом с Дворцовой площади;
-главный входной вестибюль в 5-ом дворе с лестницей-амфитеатром и техническим оснащением для проведения различных шоу и презентаций;
-лекционные залы на 1-ом, 2-ом, 3-ем и 4-ом этажах здания;
-музейные магазины, рестораны и кафе в 1-ом этаже;
-кафе во 2-ом и 3-ем этажах здания рядом с зонами информации и отдыха в начале обхода постоянных экспозиций; а также
-зоны информации и отдыха, распределенные по всем этажам музея.

Первая очередь реконструкции началась в 2008 году. Охватывая, по преимуществу, два из пяти дворов (ближайшие к Дворцовой площади и Певческому мосту), работы первой очереди, тем не менее, предусматривали полный ввод в строй всех инженерных коммуникаций и организацию всех маршрутов посетителей по постоянной схеме.

В рамках первой очереди была произведена реставрация значительной части исторических интерьеров и создан блок актуального искусства; в северной части здания построены новые экспозиционные помещения, вестибюль с билетными кассами, информационный центр и лекторий.

Завершение первой очереди реставрации / реконструкции завершилось в IV квартале 2009 года. Полное завершение работ было приурочено к празднованию 250-летия Эрмитажа в 2014 году.

Источники